Представлен подробный анализ интеллектуальных возможностей отдельной пчелы и пчелиной семьи. Рассказано о том, кто и как принимает решения в пчелиной семье.

Вопрос наличия интеллекта у медоносных пчел продолжает интересовать не только ученых, но и творческих пчеловодов. Однозначный ответ на данный вопрос позволит не только объяснить, но и спрогнозировать поведение пчел, откорректировать (при необходимости) существующие технологии пчеловождения и повысить продуктивность пасеки.

Меня уже давно заинтересовал поиск ответа на этот интересный и важный вопрос. С момента написания в 2012 г. первой статьи по этой тематике «Есть ли интеллект у пчел?» я продолжаю отслеживать новую информацию по этому вопросу. И надо сказать, что стремительная компьютеризация и бурное проникновение Интернета в нашу пчеловодную реальность позволяют получить доступ к новейшим исследованиям и фактам, которые в значительной мере расширяют наши представления об интеллектуальных возможностях пчел.
Об этом я и поведу речь дальше.

***


Для начала уточним определения основных терминов.
Что такое интеллект? Применительно к животным в понятие интеллекта принято включать совокупность сложных познавательных способностей, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации (общению). Из этого определения понятно, что основой интеллекта является мышление, ибо без него будет возможна только инстинктивная деятельность животного на основе врожденных безусловных и приобретенных условных рефлексов.

А что же понимается под мышлением? Мышление — процесс отражения и познания связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Конечный продукт мышления — образование суждений, умозаключений и ответных осознанных действий, адекватных складывающейся обстановке.

Нам также надо определить субъект нашего описания, памятуя, что пчелиная семья состоит из множества особей, составляющих три касты — матки, рабочие пчелы и трутни. При этом рабочие особи составляют абсолютное большинство ее населения.

Еще в начале 60-х годов прошлого столетия французский биолог Р. ШОВЕН выдвинул гипотезу о том, что в биологическом аспекте пчелиная семья представляет организм нового типа, который он назвал «надорганизмом» [1]. Аргументация при этом состояла в том, что в отличие от насекомых, ведущих одиночный образ жизни, отдельная пчела не способна жить в изолированном от семьи состоянии и ее смерть при этом наступает спустя несколько часов после отделения пчелы от семьи. В этом надорганизме пчела является лишь отдельной клеткой, которая может отделяться от семьи на ограниченное время (не более 1 часа) для выполнения своих функций. Этот организм нового типа имеет остов-скелет из воска в виде сотов, дыхание его обеспечивается движением крыльев пчел, обмен веществ осуществляется через рот каждой особи за счет трофаллаксиса — передачи корма и гормонов семьи между контактирующими особями.

Р. ШОВЕН одной из самых важных функций семьи пчел считал способность этого организма к самообогреву, а также способность его к регенерации своих отдельных «клеток» — матки, рабочих пчел и трутней. Гипотезу о надорганизме (сверхорганизме) пчелиной семьи разделяют многие ученые и практики: И. ХАЛИФМАН (1963), К. ФАРРАР (1969), С. ПОПРАВКО (1985), А. РААВА (2004) и др.

Особенно много сторонников этой гипотезы появилось в последнее время в связи с разработкой искусственного интеллекта на основе так называемых био- и нанороботов с реализацией алгоритмов «роевой системы», «умной толпы» и др.
Предлагаю рассмотреть оценку интеллекта пчел учеными и практиками, начиная с прошлого века и заканчивая нашими днями.
1. Ранние взгляды на интеллект пчел.
2. Современные взгляды на интеллект пчел.


1. РАННИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ ПЧЕЛ
Как и многие проблемные вопросы пчеловодства, вопрос о наличии интеллекта у пчелы имеет сторонников двух противоположных взглядов. Одни сторонники говорят о наличии у пчел ума (интеллекта), другие — начисто это отрицают.

К первой группе по большей части относятся те, кто склонен придавать пчеле человеческие качества: трудолюбие, ум, мудрость, альтруизм, храбрость и другие подобные качества. При этом обычно никаких доказательств не приводится или же проводится констатация «очевидного факта»: «Да что тут доказывать, если и так все ясно!». Однако антропоморфное отношение к пчеле («очеловечивание» пчелы), на мой взгляд, не помогает, а, наоборот, мешает пониманию истинной сути пчелы. Не надо искать у пчелы человеческих качеств, поскольку она устроена совсем по-другому. Известный специалист по психологии животных Р. ШОВЕН еще в 1965 г. сказал, что «мир медоносных пчел настолько иной, странный и необычный, что, кажется, упал нам на Землю с другой планеты». Поэтому для того, чтобы установить контакт с этим «иным миром», его надо не очеловечивать, а хорошо изучать. И вот что говорят по поводу интеллекта пчелы те ученые, которые предметно занимались такими изучениями.
КОЖЕВНИКОВ Г.А., 1895: «Поведение медоносных пчел представляет собой цепь инстинктивных действий в ответ на какие-либо раздражители».
ЛИСЯНСКИЙ Г.И., 1913: «… пчела действует по непосредственному инстинкту, а не по систематичному плану разумных существ».
ШИМАНОВСКИЙ Вс., 1923: «Вопрос о сознательности действий насекомых между умом и инстинктом среди ученых, специалистов вызывает спор. …Мне же приходится указать только, что пчелы не ставят себе, как человек, конечных целей, не идут к ним сознательно шаг за шагом, а под влиянием инстинкта, при известных условиях, выполняют определенную работу. Когда же работа готова, то она же в выполненном виде дает толчок следующей работе и т.д.».
ПОПРАВКО С.А., 1985, свое отношение к рассматриваемой проблеме выражает в определении «пчела — идеальный биоробот».
НЕДЯЛКОВ С., 1985: «Разносторонняя деятельность пчел со стороны выглядит разумной, но это только на первый взгляд. Опытами доказано, что у пчел отсутствует интеллект и их деятельность не руководствуется целесообразностью и логикой.
…Инстинкты у пчел выработались и усовершенствовались в течение тысячи лет (правильнее сказать — миллионов лет. — К.В.), и их проявление выглядит настолько целесообразным, что действия пчел со стороны кажутся разумными. На самом деле они повторяются слепо и автоматически, без определенной направленности».
ИВЛЕВ А.Н., 1988: «У нас нет оснований полагать, что отдельная пчела способна размышлять: ее мозг слишком мал, чтобы удерживать и обрабатывать большой объем информации».
ЛАЗАРЕНКО М.А., 2000: «Пчелы как биологические роботы реагируют на раздражители окружающей среды, и это их поведение запрограммировано на генетическом уровне в виде инстинктивных реакций. Пчелы реагируют без осознания механизмов и последствий своего поведения».

Цитирования можно было бы и продолжить, но думаю, что сказанного достаточно для констатации факта отсутствия у пчелы интеллекта, как бы кому-то ни было прискорбно это осознавать.

Если кого-то эта информация не убедила, то попробую привести несколько фактов, свидетельствующих, на мой взгляд, о правильности сделанного выше вывода.

Первый пример. Если в семье по какой-то причине окажется трутневая матка, то пчелы, следуя инстинкту, будут кормить трутневой расплод, хотя семья обречена на гибель. Так же точно пчелы будут кормить расплод и от своих пчел-трутовок в отрутневевшей семье. И, более того, подсадить в такие семьи матку (даже плодную!) далеко не всегда удается: срабатывает инстинкт непринятия чужой матки, а не сознания того, что эта матка является спасительницей семьи.

Второй пример. Паразиты пчел браулы питаются кормом маток и пчел, получая его путем раздражения ротовых органов хозяина специальными щеточками передних лапок. Появившуюся капельку корма браула съедает. Это что — альтруизм или отсутствие интеллекта?

Третий пример. Карл Фриш, исследуя мобилизационные танцы пчел, в одном из опытов установил, что пчелы не способны думать. Суть опыта. На вершине ажурной башни высотой в несколько десятков метров была установлена кормушка, на которую выпустили исследуемых пчел. Их улей при этом располагался на земле в основании башни. Подопытные пчелы, исправно информирующие до этого других пчел о различных направлениях и удалениях до других источников корма, в этот раз не смогли этого сделать, и в результате ни одна из пчел улья на башенную кормушку не попала. В лексиконе пчелиного танца понятия «верх» не предусмотрено, поскольку в облаках цветы не растут, а «придумать» новый способ информирования пчелы оказались неспособными.

С учетом всей приведенной выше информации можно сказать, что инстинкты пчелы весьма целесообразны для жизни и размножения в конкретных условиях. Эта целесообразность иногда настолько поразительна, что наводит на мысль о сознательной деятельности пчелы. Однако любой инстинкт проявляется самопроизвольно и элементами сознательной деятельности не сопровождается [8].


2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ ПЧЕЛ
Гипотеза о реальности существования сверхорганизма пчелиной семьи в наше время завоевывает все больше сторонников. Это привело к тому, что в исследованиях интеллекта пчелы акцент все больше переносится от одиночной пчелы и семьи, как простой совокупности пчелиных особей, к исследованиям пчелиной семьи как единого сверхорганизма с особыми свойствами.

Для начала определим эти свойства [2].
Первой и главной особенностью этого сообщества является то, что каждый его элемент (организм) выполняет в семье определенную функцию. Речь идет о том, что пчелиная семья природным образом делится на три группы (касты). Это — трутни, самцы, осуществляющие только функцию размножения и расселения семей, пчелиные матки, выполняющие функцию размножения и расселения семей, рабочие пчелы, выполняющие работы по уходу за половыми особями и расплодом, по строительству гнезда и поддержанию в нем нужного микроклимата, по добыванию пищи и т.п.

В соответствии с возложенными функциями каждая особь, составляющая группы пчелиной семьи, имеет физиологические особенности своего строения. Эти различия обусловливают появление так называемого «разделения труда» (полиэтизма) — предпочтения в выборе работы у рабочих особей. У медоносных пчел полиэтизм носит возрастной характер, когда рабочая пчела по мере взросления выполняет разные работы: уборку сотов, чистку ячеек, кормление личинок, выделение воска, постройку сотов и другие необходимые для семьи работы из полного их перечня.

Второй особенностью пчелиной семьи как сверхорганизма является постоянный обмен информацией между отдельными особями, своеобразными «клетками» сверхорганизма. Для решения этой задачи в пчелиной семье существуют следующие механизмы.

1. Трофаллаксис — постоянный обмен пищей и маточным веществом между отдельными особями.
2. Выделение пахучих феромонов: половых, запаха расплода, тревоги, сбора и др., которые в пчелиной семье регулируют сложную систему взаимоотношений между особями, влияют на их активность и характер деятельности [3].
3. Звуковые сигналы.
4. Зрительные восприятия — при мобилизационных «танцах» пчел и др.
5. Тактильные контакты (осязание). Особенно велико значение осязания имеет для осуществления взаимосвязей между отдельными особями внутри улья. Пчелы непрерывно ощупывают усиками друг друга, ячейки и все предметы, к которым прикасаются, при этом они воспринимают не только их форму, но и запах [8].
6. Обоняние. Пчелы очень хорошо воспринимают при помощи усиков и запоминают запах своей семьи, запах своей матки и другие сигнальные запахи, информирующие о состоянии семьи [8].

В перечне этих механизмов особое место занимает трофаллаксис, поскольку именно он является механизмов непрерывного действия и цементирующей основой, создающей сверхорганизм пчелиной семьи. При трофаллаксисе передаются жизненно важные для пчел субстанции — пища и маточное вещество, при этом в семье возникает пищевой круговорот и, в конечном итоге, общий обмен веществ. С открытием постоянной циркуляции в семье маточного вещества было установлено, что в нормальной пчелиной семье господствует напряженное состояние равновесия между влиянием матки и рабочих пчел через общий обмен веществ. И только в этом состоянии равновесия пчелиная семья проявляется в своей гармонической совокупности как единый организм [7].

Остальные рассмотренные выше механизмы обмена информации обеспечивают получение и передачу оперативной информации, требующей немедленной реакции пчелиной семьи на возникающие ситуации.

Третьей особенностью сверхорганизма пчел является поддержание стабильного температурного режима в своем гнезде. Это придает сообществу холоднокровных пчел свойства теплокровного организма, что увеличивает степень их независимости от окружающей среды.

Учитывая приведенную выше информацию, можно сделать важные для дальнейших рассуждений промежуточные выводы о том, что для сверхорганизма пчелиной семьи характерны постоянный обмен информацией между ее членами и единство семьи, при котором каждая особь не может существовать вне ее.

Теперь определим, какие резервы имеются у этого сверхорганизма пчел для возможного обладания интеллектом.
Прежде всего, у отдельной пчелы имеется мозг, вес которого составляет 1 мг, http://www.membrana.ru/particle/14397. Потенциальные интеллектуальные возможности этого «микромозга» одиночной пчелы мы уже обсудили выше. А численно эти возможности можно определить, вычислив так называемый «коэффициент энцефализации» (EQ) по формуле, http://www.13min.ru/medicina/razmery-golovnogo-mozga-zhivyx-sushhestv.html .

ЕQ = m/0,055 М 0,74 ,
где: m — масса мозга, г;
М — масса пчелы, г.


После вычисления получаем, что для одиночной пчелы EQпч = 0,1. Для сравнения: приблизительно такой же коэффициент энцефализации у мыши полевой. Самый высокий среди животного мира этот коэффициент у человека — EQ=7,6 при m=1500 г. Из приведенного примера становится ясно, что величина коэффициента энцефализации характеризует потенциальные интеллектуальные возможности живого организма, и чем выше этот коэффициент, тем выше возможности данного организма.

Теперь вычислим этот коэффициент для пчелиной семьи, предполагая, что пчелиный сверхорганизм обладает общим (коллективным) мозгом. Условимся, что семья имеет 50 тыс. пчел и, следовательно, весит М=5,0 кг, а общая масса мозга этой семьи m=50 000 пчел х 0,001 г = 50 г.

После вычисления по приведенной выше формуле получаем для семьи EQсемьи=1,6, т.е. в 16 раз больше, чем EQпч=0,1. Такая большая разница рассматриваемых коэффициентов обусловлена тем, что отношения между m и М в формуле связаны нелинейной зависимостью.

Проведенные вычисления показали, что даже простое соединение пчел в семью увеличивает их потенциальные интеллектуальные возможности до EQ гориллы (рис. 1).


Рис. 1. Значение коэффициентов EQ


Пытаясь оценить потенциальные интеллектуальные возможности «коллективного мозга» сверхорганизма семьи пчел, нельзя не сказать несколько слов о таком явлении, как синергизм, при котором совместное действие двух и более факторов будет давать больший результат, чем простая сумма результатов от этих факторов. Простая иллюстрация сути явления: если обычно 2+2=4, то в случае наличия синергизма 2+2=5.

Вот что говорят по этому поводу специалисты по научной организации коллективного труда: «За счет синергизма и возникновения гибридного человеко-машинного «коллективного разума» в процессе самоорганизации, результаты совместной деятельности специалистов превышают совокупные результаты их работы поодиночке». http://cyberleninka.ru/article/n/.

Считаю, что с учетом этого можно предположить увеличение потенциальных интеллектуальных возможностей «коллективного мозга» и у рассматриваемого нами пчелиного сверхорганизма за счет явления синергизма.

Дальше попробуем разобраться с тем, как будет оцениваться интеллект пчелиной семьи с учетом постоянного обмена информацией между отдельными ее особями — пчелами «идеальными биороботами» по словам С. ПОПРАВКО [3].

Для этого хочу дать информацию о таком понятии, как «роевой интеллект» (или «роевая система»), который описывает коллективное поведение децентрализованной самоорганизующей системы. Система роевого интеллекта, как правило, состоит из множества агентов, в нашем случае — отдельных пчел, локально взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Каждая пчела, следуя очень простым правилам в виде заложенных в нее с рождения безусловных инстинктов, и, несмотря на то, что нет какой-то централизованной системы управления поведением, которая указывала бы каждой из них, что ей следует делать, локальные (и по сути случайные) взаимодействия пчел приводят к возникновению разумного коллективного поведения — глобальной способности сверхорганизма к восприятию и решению возникающих проблем. https://ru.wikipedia.org/wiki.

Исследования в этой области позволяют утверждать, что «появляющиеся в рамках роя возможности децентрализованной самоорганизации могут оказаться поразительно разумными» [4]. Там же сообщается, что известный знаток поведения муравьев М. УИЛЕР определяет способность роя выполнять задачи, осилить которые в одиночку особи не в состоянии, как внезапно возникающие (эмерджентные *) свойства сверхорганизма.

* Эмерджентный — свойственный популяции в целом, но отсутствующий у ее особей.
К. КЕЛЛИ проводит параллели между тем, как биологические системы проявляют в своем поведении одни и те же четыре свойства того, что он назвал «роевой системой»:
- отсутствие централизованного управления;
- самостоятельность составляющих агентов;
- высокая подключаемость агентов;
- взаимообусловленность воздействия агентов друг на друга.

Полагаю, что все эти свойства в полной мере относятся и к рассматриваемому нами сверхорганизму пчелиной семьи.

Теперь рассмотрим, какие движущие силы обеспечивают существование в семье пчел роевого интеллекта, выражающегося в «сознательных» коллективных действиях семьи, например, при постройке свищевых маточников при потере матки, изгнании трутней из семьи в конце сезона, выходе роя и т.п.

Пчелиная семья состоит из многих тысяч особей, но в то же время она представляет и единое целое — расчлененное восковыми сотами дискретное природное сообщество отдельных пчел, которое мы называем сверхорганизмом. В этом едином целом связи и соподчинение всех частей оформлены и саморегулируются так, что каждая особь в отдельности связана со всеми остальными членами этого сообщества бесчисленным количеством перекрещивающихся зависимостей.

В коллективной выкормке личинок, которая проводится пчелами, физиологически подготавливаются основы целостности всей семьи. Ее органическое единство физически представлено вечно бодрствующим гнездом с сообща выстроенными сотами, сообща поддерживаемой температурой, с запасами сообща заготовленного и приготовленного корма [5].

Многочисленные исследования ученых и наблюдения практиков со всей очевидностью подтверждают способность пчел к коммуникации, под которой понимаются способы общения и обмена информацией между членами пчелиной семьи, необходимые для осуществления ее жизненно важных функций. Для этого пчелы располагают своеобразным «языком» общения — устойчивыми и надежными системами взаимной информации, которые охватывают все сферы деятельности пчелиной семьи. Пчелиный «язык» общения можно назвать сигнальным языком, поскольку необходимую информацию, получаемую благодаря врожденной способности воспринимать цвет, запахи, звук и т.п., пчелы передают друг другу при помощи особых сигналов. Самым известным примером сигнального поведения пчел являются мобилизационные танцы пчел-разведчиц для привлечения других пчел на сбор обнаруженного ими нектара.

Существуют также звуковые сигналы различной частоты и значимости, а также другие сигналы, с помощью которых пчелы общаются в улье и вне его. Это демонстрационные позы (например, поза «впрашивания» в новую семью), различные сигнальные биологически активные вещества (феромоны, маточное вещество), специфически влияющие на других особей семьи, пищевые контакты (трофаллаксис) и др. [3].

В свою очередь врожденная способность пчел к коммуникации и хорошо развитые органы чувств обусловливают через процессы раздражения и торможения нервной системы поведение пчел, которое обеспечивает взаимосвязанные действия членов пчелиной семьи и ее существование в изменяющейся внутренней и внешней обстановке. А сами поведенческие реакции пчел обусловлены инстинктами (безусловными врожденными рефлексами), условными (приобретенными) рефлексами и таксисами — двигательными реакциями, возникающими в ответ на раздражения.

К важнейшим элементам поведения пчел относят также действия коммуникативного характера, обеспечивающие передачу информации от одних пчел к другим, что свидетельствует о высоком уровне высшей нервной деятельности пчел [3]. Это лишний раз свидетельствует о том, что жизнь пчелиной семьи определяется теснейшей взаимосвязью между составляющими ее особями.

Интересная информация «в строку».
Ученые отмечают, что пчелы различного происхождения (породы) демонстрируют различное поведение. Причем некоторые особенности поведения пчел разных пород обусловлены генетически.
Вот один пример, подтверждающий этот факт.
Медоносные пчелы разных пород исполняют круговой мобилизационный танец при различных расстояниях до обнаруженного источника корма:
итальянские — в том случае, если корм находится в радиусе 100 м; краинские — в радиусе 85 м; индийские — в радиусе до 2 м [6].


Из этого факта следует такой практический вывод: при подсадке в семью молодой матки другой породы на протяжении некоторого периода времени молодые пчелы новой породы не будут понимать правильное значение сигналов кругового мобилизационного танца пчел-разведчиц старой породы, что затруднит им поиск обнаруженного источника корма. Результатом этого непонимания станет временное снижение производительности этой семьи. После полной замены пчел это непонимание исчезнет.

Перед завершением статьи предлагаю обсудить еще один интересный вопрос о том, кто принимает решения в пчелиной семье. Ведь наверняка многие из нас когда-нибудь да задумывались над тем, по чьей команде в семье начинается, например, строительство маточников, тихая смена матки, выход роя и другие коллективные действия. Интересно было бы знать, являются эти действия результатом разумной деятельности какой-то особи пчелиной семьи или тут работают другие факторы. Хочу предложить свой вариант ответа на эти вопросы.

Прежде всего — о роли матки. Я глубоко убежден, что к управленческим функциям в семье она (так же, кстати, как и трутни) никакого отношения не имеет. Основной задачей ее жизни является создание семьи и поддержание ее в рабочем состоянии, а не принятие решений.

Отдельные рабочие особи семьи также не могут быть центром принятия решений в силу изложенных выше причин.

А вот биологический сверхорганизм, состоящий из рабочих особей разного возраста, на мой взгляд, и является «рассредоточенным центром» принятия всех решений в пчелиной семье. Причем, решения эти в семье принимаются не там — «наверху» (как мы, люди, привыкли), а принимаются они сразу на уровне необходимых действий группы отдельных пчел определенного возраста (назовем их «ситуативной группой»). При этом каждая пчела «ситуативной группы» принимает свое решение самостоятельно поскольку ее физиологическое состояние на момент принятия решения позволяло ей проводить адекватные инстинктивные действия в ответ на изменившуюся обстановку в семье. Другие же пчелы семьи к подобным действиям в силу своего возраста не готовы (полиэтизм) и потому будут заниматься другими делами обеспечения жизнедеятельности пчелиной семьи.

Такой ответ семьи на внешние раздражители вполне адекватен «разумным» действиям пчелиной семьи, которые современные ученые назвали «роевым интеллектом».

Да, существование примитивного подобия интеллекта у пчел, конечно, можно допустить. Однако «зашит» он не в мозге, способном к высшей нервной деятельности на уровне человеческого мышления, сознания или творчества. У пчелы он «зашит» на уровне генетической информации в геноме* и через рефлексы (безусловные и условные инстинкты) управляет непосредственными действиями пчелы.
*Геном — совокупность наследственного генетического материала, заключенного в клетке организма. Геном содержит биологическую информацию для построения и поддержания организма на протяжении всей его жизни.

Информация в геноме записана и корректируется миллионами лет эволюции пчелы, поэтому, с точки зрения выживания вида, эта информация совершенна и ее результаты вполне могут восприниматься наблюдателем как разумные действия.

В продолжение хочу рассказать еще об одном аспекте рассматриваемой нами проблемы.

Напомню, что весь спектр необходимых для обеспечения жизнедеятельности пчелиной семьи работ распределен между рабочими пчелами в зависимости от их физиологического возраста — так называемого «возрастного полиэтизма». А это значит, что в нормальной пчелиной семье определенные коммуникационные сигналы, исходящие от пчел или от расплода, принимают только возрастные «ситуативные группы» пчел, готовые физиологически к адекватной ответной реакции на эти сигналы.

Но гибкая структура децентрализованного самоуправления пчелиного сверхорганизма может самопроизвольно и «умно» реагировать на складывающуюся обстановку и при необходимости «бросить на узкий участок» рабочих пчел другой возрастной группы. Например, при сильном медосборе и малом количестве пчел-сборщиц другие пчелы начнут участвовать в заготовке корма уже с 7-8 дня своей жизни. В обычной же обстановке этой работой пчелы начинают заниматься на 19-20 день своей жизни.

А вот теперь у нас уже достаточно информации для того, чтобы сделать заключительный анализ и выводы.

1. Программа жизни пчелы, записанная в ее геноме, реализуется в жизни в инстинктах (безусловных врожденных рефлексах), условных (приобретенных) рефлексах и в таксисах пчелы.

2. Отдельная пчела реагирует на каждый входной сигнал (раздражитель) самопроизвольно, «включая» тот или иной соответствующий инстинкт и производя определенные действия. Вместе с ней будет действовать и ее возрастная «ситуативная группа» пчел, реагирующих на этот раздражитель подобным образом. Другие возрастные группы семьи будут реагировать на другие раздражители и выполнять соответствующие им работы.

В результате этого весь спектр необходимых семье работ будет перекрыт группами наиболее готовых к каждой работе пчел, и у наблюдателя возникает ощущение, что пчелиная семья демонстрирует целесообразные и «умные» действия.

3. Целесообразность действий отдельной пчелы объясняется наличием у нее совершенных инстинктов, заложенных в геноме и приобретенных в процессе длительной эволюции.

4. У отдельной пчелы отсутствует интеллект (ум), предполагающий осознанные действия индивида на основе предшествующих умозаключений. Пчела не способна устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и конечными результатами этих действий. Поэтому можно сказать, что одиночная пчела — это «идеальный биоробот», выполняющий в составе пчелиной семьи определенный круг задач, направленных на обеспечение ее жизнедеятельности.

5. В то же время, благодаря высокоорганизованной нервной системе, пчелам присущи разнообразные и сложные формы поведения, основанные на безусловных рефлексах (инстинктах), а также на условных рефлексах, являющихся проявлением высшей формы нервной деятельности, приобретаемых в процессе общения пчелы с внешней средой.

6. Многие ученые и практики разделяют гипотезу о том, что при объединении пчел в семью они создают так называемый «сверхорганизм», являющийся организмом нового типа, демонстрирующим новые качества.

Механизмом, обеспечивающим формирование этого сверхорганизма с его единым мозгом, состоящим из суммы мозгов всех пчел семьи, является трофаллаксис — постоянный обмен кормом и маточным веществом между всеми особями семьи.

Получение и передачу внешней информации, требующей немедленной реакции, обеспечивают органы чувств каждой пчелы, являющейся составляющей частью сверхорганизма.

7. Пчелиный сверхорганизм может быть отнесен к системе так называемого «роевого интеллекта». Установлено, что в такой системе каждая пчела, следуя очень простым правилам в виде заложенных в нее инстинктов, в результате случайных взаимодействий пчел, придает сверхорганизму способности к восприятию и к решению возникающих у нее проблем. В результате этого интеллектуальные возможности пчелиного сверхорганизма становятся заметно выше, чем у одиночной пчелы.

Исследования в этой области позволяют утверждать, что появляющиеся в рамках такой семьи возможности децентрализованной самоорганизации могут оказаться поразительно разумными. Скорее всего, именно эти свойства децентрализованной самоорганизации пчелиной семьи дают основания говорить о наличии у нее «разума».

8. В то же время я не склонен к тому, чтобы "награждать" даже пчелиную семью интеллектом, подобным человеческому, ибо этот пчелиный суперорганизм не способен мыслить: рассуждать, делать умозаключения, а также предвидеть результаты своих действий. Пчела не осознает себя и своего существования, она не способна думать, вступать в контакт с человеком или узнавать своего хозяина-пасечника потому, что у нее нет сознания.

Пчеле свойственно связывать причину и следствие только здесь и сейчас, у нее, условно говоря, нет прошлого и будущего. Она не способна предвидеть результаты своих действий, ибо она живет только в текущем моменте.

«Роевой интеллект» пчелиной суперсемьи, но без мышления, является подарком от миллионнолетней эволюции пчелы, который очень удачно заменяет ей то, что у человека принято называть интеллектом с его основой — мышлением.
Валерий КОРЖ
05.12.15 г.

P.S. В последнее время часто можно слышать разговоры об "умных" вещах, например, — об "умном" доме. При этом, имеется в виду, что "начиненный" современной компьютерной техникой дом способен эффективно следить за множеством параметров жизнеобеспечения человека: поддерживать нужную температуру, освещение, влажность воздуха, и делать многие другие "умные" действия.
Так вот, медоносную пчелу можно считать настолько же умной (с ее совершенными инстинктами), насколько "умным" является упомянутый выше дом с его совершенной компьютерной начинкой.
10.02.16 г.

Внимание! Желающих оставить свой отзыв о статье прошу слева внизу этой страницы кликнуть "Добавить комментарий". Спасибо!

ЛИТЕРАТУРА
1. ШОВЕН Р. От пчелы до гориллы. М.: изд. «Мир», 1965.— 296 с.
2. Жизнь животных. В 6-ти томах. // Беспозвоночные. Том 3. Под. Ред. Л.А. ЗЕНКЕВИЧА. М.: «Просвещение», 1969.— 576 с.
3. Пчеловодство. Маленькая энциклопедия. Ред. Г.Д. БИЛАШ и др. М.: Больш. Росс. энциклопедия, 2000.— 512 с.
4. РЕЙНГОЛЬД Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-Пресс, 2006.— 416 с.
5. ХАЛИФМАН И.А. Пчелы. М.: Молодая гвардия, 1963.— 400 с.
6. ЛЕБЕДЕВ В.И., БИЛАШ Н.Г. Биология пчелы медоносной и пчелиной семьи. М.: Колосс, 2006.— 255 с.
7. РУТТНЕР Ф. Матководство. Бухарест: Изд. «Апимондия», 1981.— 352 с.
8. ТАРАНОВ Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. М.: Колос, 1968.— 344 с.

Счетчик посетителей

2160409
Сегодня
Вчера
Неделя
Прошлая неделя
Месяц
Прошлый месяц
Всего
175
592
767
4169
3072
18680
2160409

Forecast Today
1944


Ваш IP:54.211.101.93